Виды полного привода

Автор: . Дата публикации: 24.10.2013

Современные трансмиссии имеют множество модификаций, так что даже полный привод может оказаться не совсем полным. Многое зависит от конкретных особенностей трансмиссии, а в современных автомобилях и от условий эксплуатации.

История вопроса

В 70-е, 80-е полный привод прочно ассоциировался со стопроцентными вездеходами, а переломным моментом, в таком отношении к трансмиссии, стала разработка Audi. В 1980-м у немецкой компании появилось первое спортивное купе, рассчитанное на полный привод – Quattro. Конкуренция образовалась довольно быстро: уже на следующий год похожие разработки представила Subaru.

Полный привод давал вполне понятные преимущества, но даже в таком случае страдала управляемость и курсовая устойчивость, поскольку в то время автопроизводители настойчиво пытались снабдить свою продукцию максимально мощными моторами. Такие двигатели легко отправляли неопытного водителя в неуправляемый занос, приводили к пробуксовке и пр. Audi и Subaru пытались, прежде всего, решить проблему сцепления с дорогой, но действовали с небольшой оглядкой на стоимость нововведений. Вскоре свет увидели сразу несколько схем: 4Motion и 4Matic, Syncro и Quattro. Уже тогда их можно было разбить на несколько групп:

  • Подключаемый автоматически полный привод;
  • Постоянный (неотключаемый) полный привод;
  • Трансмиссии с ручным переключением распределения.

Информация о системе заложена уже в названии. Например, приставка 4WD означает, что полный привод подключается водителем вручную, AWD – за те же действия отвечает автоматика.

Полный привод с автоматическим подключением

Как говорилось выше, полный привод должен был решить проблемы со сцеплением и позволить производителям сохранить фамильные черты машины, поставив на неё мощный мотор. Автоматика подключает переднюю или заднюю ось только при пробуксовке, а в остальном машина ведёт себя примерно так же, как обычная модель. От такой традиции не отходят японская Honda, немцы Mercedes и Volkswagen

В такой трансмиссии применяется следующая схема. Крутящий момент передаётся на вторую ось через специальную муфту. Часто её располагают вместо основного дифференциала или очень близко к задней оси. При пробуксовке муфта блокируется, и усилие передаётся на четыре колеса. На автоматических системах задействуются фрикционные муфты с электронным управлением или гидравлической блокировкой, вискомуфты.

Совершенствование систем автоматического распределения не остановится вероятно никогда. «Мерседес», к примеру, использует систему 4Matic, переключающую межосевой дифференциал через гидравлическую блокировку муфты. После этого, если ABS по-прежнему сигнализирует о пробуксовке, то блокируется муфта уже не осевого, а дифференциала заднего моста.

Систему 4Motion, по заказу от Volkswagen, создали инженеры Haldex. Фрикционная муфта одна, перед задним мостом, но благодаря электронному управлению её можно настроить под каждую модель и в будущем изменить коэффициенты передачи крутящего момента.

Дальше всех пошли японские инженеры. Компания Honda использует муфту, блокирующуюся гидравлической системой с двумя контурами. Насосы контуров соединены с передним и задним валами. Если оси вращаются одинаково, то нет и разности в давлении контуров – муфта разблокирована. Пробуксовка становится причиной разности в давлении и блокировки муфты, перераспределяющей крутящий момент на две оси.

Ручное подключение

Такая система устанавливается в основном на внедорожники, в том числе и на паркетные. Легковые машины, заряженные сильным мотором, должны иметь подключаемый привод и вряд ли смогут обойтись без межосевого дифференциала. При ручном подключении нужды в последнем обычно нет, а обе оси автомобиля связаны жёстким распределением «50 к 50».

По скоростным трассам с такой трансмиссией лучше не кататься. На поворотах колёса могут начать проскальзывать, а трансмиссия будет находиться под постоянным давлением и не избежит поломок. Ручное подключение адресовано любителям бездорожья, и при выезде на трассу привод нужно отключать. Иногда производители даже ставят специальные сигналы для забывчивых водителей – настолько это опасно. Наиболее известные представители класса: Suzuki Grand Vitara и Jimny, Mitsubishi Pajero (в том числе Pajero Sport), Nissan Patrol GR.

Постоянный полный привод

На настоящих вездеходах, сторонящихся городских дорог, всегда стоит полный привод, но часто он не имеет межосевого дифференциала. Такие машины обладают далеко не лучшим управлением на ровной дороге. Для того чтобы сделать из этой системы полноценный коммерческий продукт, разработчикам пришлось пойти на небольшие ухищрения. Современные системы полного привода имеют три дифференциала: два межколёсных и один межосевой. Третий дифференциал делит крутящий момент между осями в определённом соотношении. На однородной дороге такая трансмиссия будет вести себя адекватно, но на скользкой может забуксовать. Для решения этой задачи используется дифференциал с механизмом самоблокировки. Известнейший представитель – Torsen (сокращение от Torgue и Sensing – момент и чувствительность). Механизм, в случае пробуксовки, перекидывает до 75% передаваемого от основного вала момента на колёса, оказывающие больше сопротивления, т.е. имеющие сцепление с дорогой. В остальном, распределение идёт равномерное. Этот способ задействован на многих машинах Audi.

Используется для блокировки и вискомуфта. Её совмещают с обычным дифференциалом. Момент может распределяться между осями вплоть до соотношения 24 к 1. Эту систему используют Subaru Legasy и Impreza, Toyota Celica, Mitsubishi Eclipse GSX.

Mercedes идёт своим путём и использует электронные системы, вроде ETS, контролирующей тягу в паре с датчиками ABS. Дифференциалы при этом свободные и никогда не блокируются (хотя есть варианты), а распределение происходит путём активизации тормозного механизма на нужном колесе.

Вывод

Для тех, кому часто приходится иметь дело с бездорожьем (охотники, рыболовы, жители деревень) лучше выбрать ручное подключение полного привода. Это должен быть хороший проходимец с тремя блокировками дифференциалов и несколькими понижающими передачами.

От проблем на зимней дороге обезопасит привод с автоматическим подключением, а быстрая езда – это трансмиссия с постоянным полным приводом.

Almaz
Almaz, наш редактор

Почитал сам - поделись с другом!


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.