Когда спящий проснётся

Автор: . Дата публикации: 20.10.2013

Локальная антутопия российского автомобильного рынка становится реальностью. Больше половины автомобилей модельного ряда АвтоВАЗа, во второй половине этого года поменяли ценники. Стоимость продукции российского концерна была снижена в связи с тем, что за шесть месяцев 2013-го было продано на 10% меньше автомобилей, чем за первые полгода предыдущего. Это не единичный спад: до кризисного года машины АвтоВАЗ продавались лучше на 30%. В результате стабильного регресса АвтоВАЗ потерял 5% от общей доли автомобильного рынка в России. В общей статистике продаж российских автомобилей трудно найти положительные моменты, но у заграничных брендов дела обстоят не лучше.

Никому это не нужно

Ассоциация Европейского Бизнеса внимательно следит за положением дел в нашей стране и собирает детальную статистику о продажах всех марок легковых машин и внедорожников. Статистика АЕБ подтверждает общий спад в этой области. С января 2013-го по июнь было продано 1.33 млн коммерческих авто и легковых машин. За тот же отрезок предыдущего года реализовано на 6% больше единиц техники. Стагнация обозначилась ещё в конце 2012-го. Ноябрь и декабрь показали смешанную статистику продаж, а первые месяцы следующего года впервые продемонстрировали отрицательный прирост. Эти данные противоречат оценкам экспертов, предполагавших, что реализация автомобилей в России останется на прежнем уровне или покажет небольшой «плюс».

На рубеже 2012/13 годов к концу подошли несколько мощных факторов, позволявших увеличивать продажи колёсной техники. Последние три года в нашей стране активно покупался транспорт, но сегодня рынок «насытился» (2.76 млн реализованных авто за 2012) и в целом находится не в лучшей форме. Возобновлённая недавно программа льготного автокредитования явное этому подтверждение.

Апрель, май и июнь в совокупности показали спад на 10%, что является серьёзным знаком для большинства производителей. Однако для некоторых моделей статистика действительно пугает. Это отечественные марки, покупать которые стали реже почти на 20%. Для сравнения, иномарки реализуются хуже на 4.2 %. Из 55 марок отслеживаемых АЕБ (на них приходится 98% автомобилей предлагаемых к реализации в России) в минус уходят 31.

Розовый кадиллак

Интересно отследить динамику машин, несмотря на общий спад, оказавшихся в плюсе. В результате исследования статистики, эксперты АЕБ выделили три группы брендов показавших положительную динамику реализации:

  • Китайские бренды. Основные игроки в этом «сегменте»: Chery, Great Wall, Geely, Lifan. Прирост на невероятные 50% связан с активным продвижением на российский рынок, строительством заводов и, конечно, ценами.
  • Бренды премиум-класса. В соседстве с китайцами находятся респектабельные Lexus и Mercedes-Benz, неунывающие немцы BMW, Audi, Porshe. В сумме они показали прирост на 13.4%.
  • Интересные предложения. Несмотря на сложные условия автомобили, интересные покупателю, появляются всегда. Своё слово за последний год здесь сказали сразу несколько кроссоверов. Россияне на 17% чаще покупают Mitsubishi и на 9% Renault (рост связан в основном с моделью Duster).

Из этого списка выбивается компания Seat, показавшая рост продаж в России почти в 2.3 раза. Такой результат логично вытекает из растущего внимания к нашему рынку этой фирмы. Цифры выглядят не столь устрашающими, учитывая, что в 2008 было продано всего лишь 616 машин Seat, а в этом году проведена серьёзная реорганизация модельного ряда.

В плане географии также имеются интересные данные. Прирост продаж показывает Башкирия, а дилеры Екатеринбурга смотрят в будущее с оптимизмом, ведь им удалось сохранить уровень реализации, а предложения, интересные покупателю, уже на подходе.

Искусственное дыхание

По понятным причинам государство предприняло попытку привести отечественные бренды в чувство. Запущенная летом этого года программа льготного кредитования имеет несколько важных изменений. Например, кредит может быть оформлен не только на машину отечественного производства. Однако данные меры носят видимый характер, ведь ограничения данного проекта в основном позволяют охватить модельный ряд АвтоВАЗа. Статистика подтверждает эти предположения. Программа запущена 21 июля, и после активного старта количество кредитов, выдаваемых за месяц, держится на уровне 20-30 тыс. 80% этих машин – отечественного производства. Из государственного бюджета выделены немалые средства, и вливания в автомобильный рынок ожидаются и в дальнейшем. На сумму, полученную от государства, банки смогут выдать 250 тыс. только к концу этого года. Проект обещает быть действительно масштабным.

Эксперты уверены, что льготное кредитование заставит покупателей соблазниться ценами и в 2014 будет продано на 120 тыс. машин больше, чем в этом. Однако на деле оживлению рынка может воспрепятствовать постоянное смещение потребительского интереса в сторону дорогих машин, а в России — в сторону статусных внедорожников. Государственная программа рассчитана на бюджетные авто, стоимостью до 750 тыс. р. Растущие продажи немецких брендов не ограничиваются только последними месяцами, а являются показателем многолетнего стабильного роста. Ещё одна вероятная причина провала попытки искусственного оживления рынка – серьёзное использование автокредитов. Вливания ЦБ РФ окажутся незначительными на фоне текущей статистики – 44% машин в России покупаются в кредит.

Прогнозы

Экспертная оценка практически идентична и для российских изданий и для сотрудников АЕБ: попытки разбудить «спящий» рынок вряд ли увенчаются успехом. Меры, предпринятые государством, могут оказать небольшой эффект, в плане замедления последствий, но общую картину не изменят.

Итоги 2012-го таковы, что теперь практически каждая среднестатистическая семья в России имеет собственный автомобиль, и интерес к новым покупкам может быть разбужен только серьёзным увеличением заработка или выходом из строя старых автомобилей. Вряд ли можно решиться сменить автомобиль из-за государственной программы, а новые машины пока не востребованы. Стабильный уровень в обозримом будущем будут показывать только дорогостоящие, статусные автомобили и машины бюджетного уровня с низким расходом топлива. Цены, предлагаемые китайскими производителями, всё равно перекрывают предложения государства, и остановить их наступление отечественному Автопрому будет трудно. В целом, для пробуждения рынка никаких объективных причин пока не наблюдается.

Almaz
Almaz, наш редактор

Почитал сам - поделись с другом!


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.