ВАЗ-2121

Автор: . Дата публикации: 22.10.2013

Жизнь «Ниве», как и множеству других советских разработок, дал приказ партии, в данном случае в лице председателя Совета Министров. Перед старейшим советским заводом «Москвич» и амбициозными, но молодыми Волжским и Ижевским автомобильными предприятиями была поставлена задача создать автомобиль доступный любому рабочему, но обладающему исключительной надёжностью и высокой проходимостью. Прототипы ударными темпами были собраны в том же, 1970 году, но до легендарного полного привода должно было пройти ещё 5 лет.

Немного истории

Считается, что год рождения «Нивы» – 1976, когда были собраны первые партии автомобиля, но проект был подписан в 75-м, а первый автомобиль сошёл с конвейера в апреле 77-го. Полная отладка производства была достигнута спустя лишь три года, но за эти несколько лет автомобиль приобрёл огромное количество поклонников в СССР и за рубежом, получил несколько престижных наград на выставках.

Для мирового рынка появление автомобиля стало настоящей сенсацией. Заявки на поставку внедорожника приходили из самых неожиданных стран. Например, из Англии. А в Германии по сей день существует «Общество владельцев Нивы», проводящее ежегодные гонки по бездорожью (существовали и официальные соревнования «Нивальп», имеющие высокий статус среди гонок по бездорожью). Всего, за последние три десятка лет, на экспорт было отправлено более полумиллиона автомобилей ВАЗ-2121 (примерно одна третья всего выпуска). Специально для стран с ограничениями на силовые агрегаты, была создана модель с двигателем объёмом в 1.3 литра.

Серьёзные изменения коснулись машины только в 1993-м, когда была создана модель ВАЗ-21219. К неотключаемому полному приводу, блокировке дифференциала и понижающей передаче добавилась повышающая 5-я, а мотор объёмом 1.7 литра демонстрировал 81 л.с. и 125,1 Н·м максимального крутящего момента. Кузов остался таким же, а новый дизайн получила модель «Тайга» или ВАЗ-21213. На ней впервые появилась третья дверь, для погрузки багажа. В те же годы были создана экспортные модели ВАЗ-21215/21214, работающие на двигателе от «Пежо». На них был испробован каталитический нейтрализатор и принцип центрального впрыска. Позже нейтрализатор убрали, а впрыск сделали распределённым. В таком виде модель 21214-36 поставлялась на внутренний рынок. В начале 90-х бренд «Niva» был выкуплен компанией General Motors. Это неудивительно, учитывая, что «Нива» неоднократно попадала на пьедестал почёта в ралли такого уровня как «Париж – Даккар», а были еще «Париж – Пекин», «Ралли фараонов» и пр. Энтузиасты до сих подвергают машину различным испытаниям, вроде прыжков с парашютом, а на антарктической станции «Беллинсгаузен» одна и та же «Нива» эксплуатировалась в качестве буксировщика судов дюжину лет.

В 95 году начинается выпуск модели «Фора», носившей индекс 212182. Эта вариация длиннее на 30 см, имеет лучшую манёвренность и плавность хода, при сохранении высокого уровня проходимости.

В 2006-м, после небольших трудностей, бренд поменял название на Lada 4х4.

Технические характеристики

Современную «Ниву» по-прежнему выделяют довольно компактные размеры: 1640 мм в высоту и на 40 мм больше в ширину, при 3740 мм длины. Колея – 1440 мм для передних колёс и чуть меньше для задних. Объём багажника всего лишь 265 литров (585 при сложенных сиденьях).

На стандартном, четырёхтактном двигателе, объёмом 1.7 литра (5 тыс. оборотов, с максимумом на 4 тыс. – 129 Нм) Lada 4х4 развивает 142 км/ч, а до сотни разгоняется за долгие 17 секунд. Средний расход топлива – 11 литров на 100 км дороги.

Все эти посредственные характеристики блекнут перед внедорожными достижениями автомобиля и лёгкостью ремонта. Изначальным отличием «Нивы» от других внедорожников был постоянный полный привод, и первое, что потребовалось сделать инженерам ВАЗа – ввести в конструкцию раздаточную коробку. Каждое колесо автомобиля может вращаться с разной скоростью, что уменьшает нагрузку на ось и стабилизирует движение машины при сложных поворотах – меньше заносов и пробуксовки.

Задний (равно как и передний) привод внедорожника активен постоянно и выключить его невозможно принципиально, что делает машину не очень удобной при езде по городу. Тем не менее, в машине есть ручка «раздатки», с помощью которой можно управлять дифференциалом: дёрнув ручку назад, водитель может заблокировать дифференциал. При этом сумма скоростей колёс на передней и задней оси принудительно сравнивается с помощью специальной муфты. Это приводит к тому, что больше усилия передаётся в точку сопротивления. Например, при пробуксовке задней оси, водителю достаточно включить блокировку, и передние колёса начнут вытаскивать полторы тонны (полное снаряжение внедорожника) из колеи. Существует и специально устанавливаемая блокировка мостов, позволяющая выбраться даже при одном колесе, цепляющемся за почву.

Понижающая передача имеет коэффициент 2.135, а передаточный коэффициент главной пары – 3.9. С помощью понижающей передачи можно значительно увеличить тяговое усилие, понизив скорость. Максимум, что можно выжать на пятой передаче – 70-80 км/ч.

На всех «Нивах» стоит только механическая КПП. При этом пользоваться раздаточной коробкой можно прямо во время движения, хотя делать это рекомендуется когда машина стоит.

Комплектации

Основное разделение проводится по типу кузова. Он может быть 3-х и 5-ти дверным. Последний имеет базу в 2700 мм против 2200 у 3-хдверного варианта, и длину в 4240 мм. Больше и объём багажника (максимум –  780 литров, стандарт – 420).

Последнюю модернизацию автомобиль прошёл в начале 2013 года. Теперь трёхдверный кузов имеет три варианта комплектации, а его пятидверный вариант оснащается двумя вариантами приборов и экстерьера.

В наиболее доступной версии внедорожник имеет дневные фары, атермальные стёкла, две форсунки на жиклерах. Радует наличие грунтовки накладываемой с применением технологии катафореза (раньше использовался только анафорез) и нанесением полиэфирного грунта, а также маятниковый рычаг в системе управления автомобилем.

На втором уровне предлагается система ABS и механизм экстренного торможения BAS, внутренняя разработка ВАЗ – система ШРУС (регулировка угловых скоростей и снижение вибраций кардана).

В каждой комплектации пятидверной модели имеются молдинги дверей, гидроусилитель руля, виброгаситель и эффектные 16-тидюймовые диски. Тормоза построены по диагональной схеме.

Цены

Самый простой вариант комплектации (21214-40-026 – базовый трёхдверный) обходится покупателю в 351 тыс. рублей. Максимум, который можно получить у официальных дилеров, – 390 тыс.

Заключение

Для своего времени машина обладала прогрессивной конструкцией и запросто конкурировала даже с такими грандами как Range Rover, начисто переигрывая последний по цене. Однако модель нуждается в серьёзной модернизации на протяжении последних 10-20 лет. Автоматическая КПП и современные моторы остаются для ветерана Автопрома несбыточной мечтой, так что даже российские покупатели делают выбор в пользу дорогих западных внедорожников. Особняком стоят краш-тесты, год за годом демонстрирующие низкую безопасность машины: жёсткий кузов и отсталые технологии не позволяют Lada 4х4 получить даже минимальный рейтинг NCAP (в 2002 «Нива» умудрилась набрать 0 балов из 16). Тем не менее, там где важна цена и надёжность конструкции, Lada 4х4 до сих пор пользуется стабильной и логичной популярностью.

Almaz
Almaz, наш редактор

Почитал сам - поделись с другом!


Нам интересно твое мнение. Оставь комментарий!

  1. Григорий

    23 октября 2013 at 7:11

    и эффектные 16-тидюймовые диски

    Спасибо, поржал.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.