Вариатор

Автор: . Дата публикации: 12.10.2013

Что такое система — вариатор?  В обиходе его именуют «вариаторной коробкой передач». Это бесступенчатая коробка передач, которая обеспечивает плавное изменение передаточного числа. Общепринятая аббревиатура вариатора – CVT — Continuously Variable Transmission, что означает «постоянно меняющаяся трансмиссия».

Какого преимущество именно такого оснащения автомобиля? Благодаря вариатору используется мощность двигателя путем оптимального координирования нагрузки на машину с оборотами коленчатого вала. Таким образом происходит значительная экономия топлива.  Беспрерывное изменение крутящего момента и отсутствие рывков делают передвижение на автомашине с этой системой максимально комфортной.

Из-за ограничения в мощности, вариаторы пока что используются в легковых автомобилях. Хотя прогресс движет технологии вперед, и соответственно спектр применения системы расширяется. Также нужно заметить, что у аппарата есть еще один грешок – слишком уж сложны техническая и технологическая составляющие конструкции.

Вариаторов на самом деле существует множество, но только два нашли применение в автомобилестроении. Это клиноременный и тороидный. Первый получил большее распространение.

Предком современного клиноременного вариатора был Variomatic, который был внедрен в производство легковой машине DAF в 1959 году.  На его смену пришел Transmatic, который с 1989 года устанавливает на такие марки как Ford и Fiat. А на сегодняшний день многие марки использую клиноременный вариатор, давая ему особые названия: Autotronic от Mercedes-Benz; Ecotronic, Durashift CVT от Ford;  Multidrive от Toyota; Multimatic от Honda; Lineartronic от Subaru; Multitronic от Audi; Xtronic, Hyper от Nissan.

CVT также входят в комплектацию других моделей: Fiat, Mini, Mitsubishi, Chrysler (Dodge, Jeep), Peugeot, Opel и некоторые другие. Подобный вариатор прекрасно «уживается» с трансмиссией гибридного автомобиля. Один из известных клиноременных вариаторов является звеном системы Hybrid Synergy Drive, который устанавливается в Toyota Prius.

А вот наиболее известным тороидным вариатором считается Extroid, который устанавливается на автомобилях Nissan.

НЕМНОГО О КОНСТРУКЦИИ И РАБОТЕ ВАРИАТОРА

  1. механизм, который обеспечивает передачу крутящего момента, а также разъединение коробки передач от двигателя, то есть нейтральной положение коробки передач;
  2. вариатор или вариаторная передача;
  3. механизм, который обеспечивает задний ход;
  4. собственно – система управления.

А вот для передачи крутящего момента и разъединения вариатора от двигателя используются следующие механизмы:

  1. центробежное автоматическое сцепление — для вариатора Transmatic;
  2. электромагнитное сцепление с электронным управлением – для вариатора Hyper;
  3. мокрое многодисковое сцепление с электронным управлением – для вариаторов от Multitronic, Multimatic.
  4. Гидротрансформатор – для Autotronic, Ecotronic, Extroid, Lineartronic, Multidrive, Xtronic.

Наиболее популярным бывает соединение вариатора с гидротрансформатором, который способен обеспечить безукоризненную плавность передач крутящего момента, и, конечно же, долговечность вашей коробки передач.

КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР

В основном применяется клиноременный вариатор, который состоит из одной ременной передачи. Иногда встречается и двухременный. Подобный вид передачи включает два шкива, соединенные клиновидным ремнем.

Шкив в свою очередь образует два конических диска, которые в процессе работы могут либо сдвигаться, либо раздвигаться. Таким образом происходит изменение диаметра шкива. Гидравлическое давление, усилие пружин и центробежная сила используются для сближения дисков, угол наклона которых составляет двадцать градусов. Благодаря такому расположению движение ремня происходит с наименьшим сопротивлением.

Первые ремни были изготовлены из резины. Они имели множество минусов. Это недолговечность, низкая степень изгиба, из-за чего диапазон регулирования был очень узок.

Сегодня используются металлические ремни. Они изготавливаются из нескольких полос стали и фасонных частей в форме бабочки. Передача вращения происходит уже за счет трения между шкивами и боковой частью ремня.

Вариаторы типа Multitronic, Lineartronic используют металлическую цепь вместо ремня. Такие системы получили название клиноцепного вариатора.

В свою очередь для того, чтобы машина «умела» ездить задним ходом применяются дополнительные механизмы. Планетарный редуктор один из них. Его устройство и принцип работы напоминают автоматическую коробку передач.

ТОРОИДНЫЙ ВАРИАТОР

Конструкция тороидного вариатора включает два соосных вала со сферической поверхностью, между ними зажаты ролики. Регулировка передаточного числа в таком вариаторе происходит путем изменения положения этих самых роликов. А вот крутящий момент зависит  от силы трения между рабочими поверхностями роликов и поверхностями колес.

 

Ekaterina
Ekaterina, наш редактор

Почитал сам - поделись с другом!


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.